За развитие практико-ориентированного высшего образования

Батова Оксана Сергеевна

В связи с тем, что обучающиеся младших курсов, как правило, еще не были участниками избирательного процесса в реальной жизни, педагогический дизайн при проектировании методик преподавания избирательного права предусматривает применение игровых технологий (моделирование жизненных ситуаций).

Игровые технологии позволяют повысить мотивацию обучающихся и носят практико-ориентированный характер, что необходимо современному юридическому образованию.

Задачами ролевой игры является формирование и закрепление целостных и взаимосвязанных знаний и представлений о понятиях избирательного права, порядке проведения выборов; подготовка к осуществлению активного избирательного права в реальной жизни; развитие креативного и логического мышления и навыка аргументации.

Первый этап – подготовительный.
Участники образовательной игры «Выборы»:
1. кандидаты;
2. доверенные лица кандидатов (наблюдатели на выборах);
3. члены участковой избирательной комиссии в количестве не менее 5 человек (из ее состава должен быть выбран председатель, секретарь, а также определены лица, которые обеспечат голосование вне помещения для голосования);
4. лицо или лица, обеспечивающие охрану общественного порядка во время выборов;
5. избиратель, который по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования;
6. представители средств массовой информации;
7. избиратели - граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.

До проведения игрового занятия следует осуществить проверку знаний с помощью тестовых заданий, которые могут быть подготовлены на различных образовательных ресурсах. В качестве личного опыта подготовки тестов использовались:
1) 3KL (Русский Moodle)
2) образовательная платформа Joyteka (https://joyteka.com/ru);
3) конструктор тестов Onlinetestpad (https://onlinetestpad.com).

Второй этап – основной. В рамках данного этапа сама игровая модель выборов также делится на отдельные блоки.

I. Предвыборная агитация.
Кандидаты (как правило, не более трех) выступают со своей программной речью, им помогают доверенные лица. Выступление может быть проиллюстрировано презентацией или видеороликом (снятым заранее).
II. Процедура голосования.
На этой стадии активное участие отводится членам избирательной комиссии, которые заранее готовят основные документы для проведения выборов:
1. бюллетени для голосования с указанием кандидатов и сведений о них;
2. список избирателей;
3. бланк протокола избирательной комиссии.
При проведении процедуры голосования доверенные лица кандидатов становятся наблюдателями, которые осуществляют наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирательной комиссии.
В ходе голосования, каждый обучающийся - избиратель приходит на импровизированный в избирательный участок (подготовленный в учебной аудитории), получает у члена избирательной комиссии бюллетень и реализует свое право в условиях максимально приближенно к реальным с учетом требований федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
III. Подведение итогов выборов.
Члены избирательной комиссии и наблюдатели после проведения голосования уходят для подсчета голосов и оформления протокола в другую аудиторию. После подсчета голосов, председатель избирательной комиссии доводит информацию до всех участников образовательной игры.
Во время проведения игровой педагогической технологии «Выборы» преподаватель не является активной стороной, а фиксирует все этапы с учетом, определённых правил и требований законодательства.
Третий этап. Подведение итогов. Рефлексия. Учитывая, что это игровая и командная технология, необходимо отметить роль каждого.

Представители средств массовой информации с учетом времени на подготовку результаты своей деятельности в форме презентации с фото или видео доводят до сведения обучающихся, принимавших участие в игровой технологии.

В качестве отработки цифровых навыков для обучающихся разработаны кейсы «Цифровые технологии и выборы», направленный на освоение и закрепление навыков работы с информацией, размещенной на официальном сайте Центральной избирательной комиссии РФ (http://www.cikrf.ru/).
Кейс-метод подходит для отработки практических навыков. В рамках проведения практико-ориентированных занятий семинарского типа данный метод успешно зарекомендовал себя при изучении темы «Органы государственной власти РФ».
Образовательная цель кейса - сформировать представление об элементах цифрового государства в РФ и информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
На практическом занятии обучающиеся разбиваются на малые группы по 4-5 человек. По условиям кейса курсанты должны проанализировать информацию, размещенную на официальных сайтах органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления на соответствие требованиям федерального закона.
После отведенного времени каждая команда осуществляет публичную защиту результатов своего исследования.