Золотые имена 2024

Анахов Сергей Вадимович

Свердловская область, РГППУ, Российский государственный профессионально-педагогический университет, кандидат физико-математических наук
РГППУ. Открытый университет. Наставники. URL: http://open.rsvpu.ru/persons/11

«Важно найти человека, который укажет вам путь развития»

— Расскажите об основных вехах становления Вас как профессионала. Было ли трудно на первых порах?

— Я окончил вуз в 1988 году, как раз в начало перестройки, пошел работать на кафедру молекулярной физики инженером-программистом. Та наука, которой я занимался, была связана с деятельностью Минсредмаша (ныне Росатом) и довольно быстро стала нефинансируемой. Это не могло не сказаться на зарплате, поэтому в 90-е годы я чем только не занимался: подчас работал одновременно в пяти организациях. Преподавал в физтехе, внедрял свои разработки по технологии термической плазменной обработки металлов на заводах, параллельно занимался бизнесом, рекламной деятельностью, репетиторством… В 1996 году защитил диссертацию и после этого меня пригласили на кафедру физики УГТУ в качестве преподавателя. Проработав некоторое время, я понял, что у меня получается работать со студентами и успешно заниматься научной деятельностью. Так я определился со сферой деятельности и с 2000 года работаю в РГППУ.

— Ваши способности могли пригодиться на множестве заводов и промышленных предприятиях. Почему Вы выбрали путь педагога?

—По образованию я инженер и уже много лет моя деятельность связана с плазменными технологиями. У меня был опыт работы на производственном предприятии, но мой потенциал больше раскрылся именно в сфере науки: работая в вузе, я имел возможность совмещать преподавание и исследования. Это мне больше по душе.

— Одним из самых нашумевших Ваших открытий является плазмотрон. Расскажите вкратце про его функционал. Правда ли, что он может заменить импортное оборудование? Планируется ли его тестирование на промышленных предприятиях Свердловской области?

—У меня есть несколько патентов, связанных с плазмотроном, но изобрел его не я. Он был создан более полувека назад. Мной и моими коллегами были открыты и запатентованы только его новые функции. Суть открытий такова: мы используем плазмотрон — генератор низкотемпературной плазмы для создания высокотемпературных плазменных потоков, которые могут воздействовать на материалы. Это дает целый спектр возможностей использования плазмотрона на промышленных предприятиях. Мы с коллегами занимались улучшением плазмотронов для высокоточной резки металлов, обезвреживания токсичных отходов. Не скрою: сейчас стоим на передовой в разработке самых лучших в стране плазмотронов. Если говорить о тестировании на предприятиях, в 90-х-начале 2000-х нашими разработками заинтересовались десятки топливных, металлургических, оборонных предприятий. Сейчас наши изобретения используются на Синарском трубном заводе, Волжском трубном заводе. Планируется расширение сотрудничества и с другими предприятиями.

— Не менее уникальной является и технология обезвреживания токсичных отходов. Расскажите об этом изобретении. Как он будет применяться?

— Плазмотрон генерирует плазменную струю высокой температуры — вплоть до несколько десятков тысяч градусов. Наша разработка позволяет за счет высокой температуры разложить любые отходы до безвредных молекул и атомов. Сейчас к нам обратились металлургические предприятия ЕВРАЗа, у них достаточно большое количество выбросов, их заинтересовала наша разработка. Планируем создать небольшие установки и для других предприятий.

— Вы выиграли несколько грантов на развитие своих проектов. Расскажите, какая деятельность будет проводиться в рамках реализации грантовой поддержки?

— С начала оказания грантовой поддержки — в 2005-2006 годы я участвовал и был руководителем реализации не одного десятка грантов. Последний грант, реализованный нами, был предоставлен Российским фондом фундаментальных исследований в сфере плазменного обезвреживания токсичных отходов. Сейчас все проекты перешли в Российский научный фонд и в этом году мы выиграли грант на изучение эффективности наших технологий плазменной резки металлов.

— Над какими проектами Вы сейчас трудитесь?

—Их достаточно много. Это и образовательные проекты, и программы «Высокие технологии сварки и плазменных процессов». Это и новая программа «Высокоэнергетические процессы в машиностроении и материалообработке»: там мы будем обучать студентов плазменным, лазерным, электрофизическим методам обработки. Есть немало текущих задач: испытываем новые плазматроны, изучаем новую технологию резки рельс. Идеи всегда появляются, приходится их оперативно реализовывать. Ведется много научной и аналитической работы.

Дополнительные материалы:

1.РГППУ. Открытый университет. Наставники. URL: http://open.rsvpu.ru/persons/11

2.URA.RU. НАУКА И ТЕХНИКА. ЗНАМЕНИТОСТИ.Уральские ученые нашли замену импортному оборудованию на заводах. URL: https://ura.news/articles/1036286079

3. ВЕСТИ -Урал. УРАЛЬСКИЕ УЧЁНЫЕ СОЗДАЛИ СОВРЕМЕННЫЕ ПЛАЗМОТРОНЫ ДЛЯ РЕЗКИ МЕТАЛЛА. URL: https://vesti-ural.ru/2023/01/23/188592/

4. РГППУ. Открытый университет. Лекции. URL: http://open.rsvpu.ru/lections/22
За развитие практико-ориентированного высшего образования